Личности

Жизнь и оставленный в медицинской науке след легендарного Авиценны (Ибн-Сина)

Величайший ученый средневековья Абу Али Хусайн ибн Абдуллах ибн Али ибн Хасан ибн Сина (Авиценна - латинизированный вариант имени) появился на свет в 980 году нашей эры. Довольно состоятельное семейство будущего целителя и философа проживало в селении Афшана неподалеку от Бухары. Отец не скупился на образование мальчика и первым учителем юного Ибн-Сина стал Натили. К тому моменту родители уже переехали из селения в город. Началось раннее становление молодого ученого, с большим энтузиазмом поглощающего любые знания.


Однако более всего Авиценна был увлечен медициной. С 15-летнего возраста он занимается изучением греческих, римских, египетских и индийских врачебных трактатов. Не ограничиваясь теорией, Ибн-Сина наблюдает за больными и способами исцеления. В отдельных источниках есть свидетельства о том, что совместно с врачом еретиком они провели сравнительные вскрытия трупов лошади и человека. В своих письменных воспоминаниях он признает нарушение религии, но не раскаивается. Страстный приверженец научных исследований, Авиценна дает зарок создать учение для человека и о человеке. Впоследствии он выполнит свое обещание и напишет всемирно известный труд "Канон врачебной науки". А пока, 16-летний уже, бухарский юноша начинает завоевывать популярность в своем городе и за его пределами, как одаренный целитель.


В благодарность за вновь обретенное здоровье правитель Эмир Нух ибн Мансуру открывает Авиценне доступ к богатейшему книгохранилищу Самани. В 999 году Бухара подверглась нападению тюркской династии карханидов. С этого момента начинается длительный путь скитаний легендарного врача по соседним государствам. В Хорезме он работает над "Книгой Исцеления" и "Каноном врачебной науки". В первый из пяти томов «Канона» выложены сведения об анатомии превзошедшие, по полноте знаний и точности, самого Галена.


Куда бы ни приводили мытарства великого врача, он повсюду продолжал заниматься научной деятельностью и писать книги. «Книга исцеления» в полной мере раскрывает красоту его мышления. В ней отображены аспекты взаимных превращений трех состояний мира: камней в растения, растений в животных, и животных в человека. Таким образом, объединяются основные материи - вода, прах, воздух и огонь.


Хусайн самостоятельно овладел техникой пульсодиагностики. Он быстро и с высокой точностью ставил диагнозы лишь по внешнему осмотру и измеряя пульс. Какой опыт и талант нужно иметь, чтобы различать мельчайшие особенности: ровный и неровный пульс, двухударный, долгий, волнообразный, муравьиный и мн.др. Авиценна проводил параллель между биением ритмов сердца и природой музыки. Нарушенная гармония в различных вариациях позволяет отыскать укрывшуюся в недрах тела болезнь.


О мудрости Хусайна складывались легенды. Например, история о больном племяннике одного правителя. Парень просто чах на глазах, и никто не мог ему помочь. Тогда, великий Ибн-Сина, осмотрев больного и не обнаружив каких-либо физиологических проблем, сообразил, что причиной всему - любовная меланхолия. Он попросил найти человека сведущего в названиях всех улиц города и, держа руку на пульсе, велел вслух перечислять одну за одной. По резкому скачку ударов была определена нужная улица, дом и имя девушки. «Занозой» сердца оказалась дочь простого ремесленника (почему парень и не решался рассказать дяде о своих чувствах). Методом исцеления стала свадьба молодых.


Письменные труды Авиценны


После своей смерти Хусайн Ибн-Сина оставил в библиотеке человечества более 430 трудов по разным дисциплинам.


Важным с медицинской точки зрения является «Канон врачебной науки» состоящий из пяти томов. В первом раскрывается теория медицины, приводятся данные о соках и темпераменте. Сюда же вписаны краткие сведения об анатомии и классификация болезней.


Второй том - это наиболее полный сборник лекарственных средств. Описывается около 800 растительных, животных и минеральных форм и их влияние на организм человека. По сей день, его успешно используют, как пособие для натуротерапевта. Рецепты Авиценны упомянуты в лечебниках Древней Руси.


Третье и четвертое собрания посвящены частной терапии и патологии. Подробно разобраны все органы и внутренние системы. После описаний следует пошаговая методология и способы лечения.


Заключительный пятый том - в чистом виде фармакопея. Изложено рецептуростроение сложных лекарственных препаратов собранных из медицин разных стран и разработанных самим Авиценной.


Возврат к списку